Дух форм
Фор, Эли
Ориг. автор: Faure, Elie
Ориг. титул: L'Esprit des formes
Пер. с франц. и послесл. А. В. Шестакова
СПб., Machina; Axioma, 2001
Формат: 145 × 210 мм
Объем: 224 с.
ISBN: 5-90141-001-7
Одна из самых известных и значительных книг основоположника французской художественной критики, впервые переведенная на русский язык. В рамках оригинальной «органической» истории искусства автор на исключительно широком материале анализирует внутренние законы развития художественной формы.
Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами теории и истории художественной культуры.
Я вышел на побережье колоссального французского океана по имени Эли Фор: этот океан еще не был как следует освоен и самими французами, которые, как мне казалось, ошибочно считали его внутренним морем. Хотя я читал Эли Фора на таком блеклом языке, каким является нынешний английский, от меня не укрылось, что этот человек, непринужденно описавший человеческую расу во всей ее славе, был тем самым Зевсом, Отцом Атлантов, которого я тщетно искал в предшествующие годы.
Генри Миллер
Помните, как, отмокая в ванной перед феерическим бегством из Парижа, Жан-Поль Бельмондо зачитывал пассажи из книги про Веласкеса в годаровском «Безумном Пьеро»? Это был «Веласкес» Эли Фора, первое послевоенное переиздание книги, написанной аж в 1903 году. Кстати, в 1935 году снобистский «Галлимар» отказался переиздавать форовскую «Историю искусств». А сейчас это одно из брэндовых имен издательства. Да, Эли Фор опережал свое время на полстолетия с гаком: профессиональный дилетант и нелюбимец академических искусствоведов, он сделал революцию во французской арткритике, обаял «новую волну» и потряс Генри Миллера, сравнившего Фора с «океаном» и все удивлявшегося, почему это французы не удосужились поставить ему памятник и назвать его именем одну из центральных парижских площадей. И правда: почему?