Критика и клиника
Делез, Жиль
Ориг. автор: Deleuze, Gilles
Ориг. титул: Critique et clinique
Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина, послесл. и прим. С. Л. Фокина
СПб., Machina, 2011
Формат: 130 × 200 мм
Объем: 240 с.
ISBN: 978-5-90141-094-3
Последняя прижизненная книга Жиля Делёза — сборник эссе, посвященных любимым писателям философа, среди которых Кафка, Мелвилл, Захер-Мазох, Лоуренс, Ницше и др. Развивая идеи своих классических работ, Делёз выступает против сведения литературы к психоанализу, к комплексам, к вечным «папа-мама-пи-пи» секретам. Перспективная задача писателя — поиск собственного языка. Именно в решении этой задачи писатель может соприкоснуться с клиническим опытом или втянуться в еще более опасные становления-другим — животным, звездой, женщиной, ребенком. Литература в этом смысле говорит на иностранном языке — каждый писатель вырабатывает внутри, точнее на границах, своего родного языка новый язык, который только и делает его писателем. Анализу этих языков и посвящена эта книга.
Ранее в серии «Критическая библиотека», наряду с работами Лиотара, Батая, Лаку-Лабарта, была издана работа Жиля Делёза о Ницше.
- Предисловие (9)
- I. Литература и жизнь (11)
- II. Луи Вольфсон, или прием (18)
- III. Льюис Кэрролл (36)
- IV. Самый великий ирландский фильм («Фильм» Беккета) (39)
- V. О четырех поэтических формулах, которые могли бы резюмировать философию Канта (43)
- VI. Ницше и святой Павел, Лоуренс и Иоанн Патмосский (54)
- VII. Пере-представление Мазоха (76)
- VIII. Уитмен (80)
- IX. Что говорят дети (87)
- X. Бартлби, или формула (96)
- XI. Один неведомый предшественник Хайдеггера: Альфред Жарри (125)
- XII. В чем, по Ницше, тайна Ариадны (137)
- XIII. Сказал он, заикаясь... (146)
- XIV. Стыд и слава: Т. Э. Лоуренс (155)
- XV. Поставить крест на суждении (170)
- XVI. Платон, греки (183)
- XVII. Спиноза и три «этики» (186)
- Примечания (204)
- С. Л. Фокин, Жиль Делез и его «метафизические фантазии» на тему «что такое литература?» (216)
Перед нами последнее произведение Делеза. Трагическое письмо, обращенное к самому себе в ретроспекции прощального взгляда. Письмо больного человека, предчувствующего момент, когда логика боли из пограничной превратится в тотальную и смертоносную. Время, когда сопротивляться болезни будет немыслимо, а мыслить — прежде всего саму болезнь — невозможно. Предчувствуя катастрофу, философ старается именно ее сделать объектом мысли, образовав хрупкое сочетание смысла и факта, возможного в опережающем высказывании.
Главы книги — пестрые размышления, критические заметки и литературные очерки, объединенные темой болезни, образами больного языка и больного сознания. Привычные для любителей шизоанализа авторитеты — Арто, Ницше, Беккет, Кафка — высвечиваются в клиническом аспекте «случая». Случая языка. Все они — заключенные клиники, где источники больного сознания локализуются в изоляторе литературного творчества. Григорий Востряков, Как возможна литература?.. «Ex Libris НГ», 2002, № 15
«Критика и клиника» — последняя книга Жиля Делеза. Посвящена она не философии, а литературе. Точнее — языку и письму. А еще точнее — тому, как литература (здоровье) противостоит миру (клинике, бреду). «Критика и клиника» — это тщательно спланированный философский бой, который Делез ведет против психоанализа на поле изящной словесности. Чтобы отвоевать литературу у анально-оральных и прочих комплексов, Делез бросается в пучину самых косноязычных, самых неудобоваримых текстов: Луи Вольфсон, Уитмен, Лоуренс, Кэролл, Хлебников, Альфред Жарри, Захер-Мазох. Не забывает и философов: Спинозу, Канта, Ницше. Но занимается не историей философии и не историей литературы, а залезает в самые дебри языка, подходит к самым его границам и оттуда смотрит, как бред становится литературой. «Ex Libris НГ», 2002, № 66