Новая история фотографии
Фризо, Мишель (ред.)
Ориг. автор: Frizot, Michel (ed.)
Ориг. титул: Nouvelle histoire de la photographie
Пер. с франц., нем., англ. В. Е. Лапицкого, В. М. Кислова, Ю. Н. Попова, А. В. Шестакова
СПб., Machina; Андрей Наследников, 2008
Формат: 230 × 305 мм
Объем: 334 с., илл.
Вес: 1940 грамм
ISBN: 978-5-90141-066-0
₽ 2250
Русский перевод «Новой истории фотографии» (т. 1) стал, без преувеличения, одним из самых значительных и ожидаемых фотографических изданий последнего десятилетия, подлинным подарком всем российским любителям фотографического искусства.
Книга выдержала несколько переизданий на французском языке, переведена на немецкий и английский, входит в списки обязательной литературы на фотографических факультетах европейских университетов.
Усилиями ведущих историков и музейных экспертов, с опорой на современные исследовательские стратегии и обновленную фактологическую базу, здесь переосмысляются многие традиционные подходы к изучению фотоизображений, а развитие фотографии предстает во всем богатстве исторических контекстов.
Предлагаемый том охватывает период с момента зарождения концепции «автоматического рисунка» до пикториализма. Наряду с анализом «художественной» фотографии ряд глав посвящен важнейшим технологическим открытиям и фотографическим процессам (дагеротипия и калотипия, мокроколлодионный негатив на стеклянной основе, фотографическая оптика, светочувствительность материалов и фиксация движения, фотомеханическая печать, пикториалистические методы обработки фотоизображений). Специальным образом рассмотрены жанровые и прикладные аспекты (фотография-путешествие, фотопортрет и фотоателье, тема города в фотографии, истоки фоторепортажа, изображение тела и др.).
Особая, трехуровневая, организация материала позволяет рассматривать книгу и как энциклопедический справочник, и как вводный курс в историю фотографии, и как уникальный художественный альбом. Иллюстративный ряд составили более 450 репродукций, отпечатанных с факсимильным качеством в одной из ведущих итальянских типографий.
Для широкого круга любителей фотографии.
- Вступление. Век света (9)
- 1 Световые машины: На пороге изобретения (15)
- Врезки
- Жозеф Нисефор Ньепс: от алхимии к творению света
- 2 1839–1840: Открытия фотографии (23)
- Врезки
- Дагеротип, всеобъемлющий оттиск реальности
- «Утопленник» Ипполита Байара
- 3 Новый мир образов: Использование дагеротипии (33)
- Врезки
- Дагеротип
- Париж в дагеротипах
- Досье
- Дагеротипия: Зеркало природы
- 4 Автоматический рисунок: Истины калотипии (59)
- Врезки
- «Карандаш природы»
- Гелиографическая миссия
- Кружки калотипистов
- Путешествия в Египет
- Поэтика достоверности
- Досье
- Бланкар-Эврар, издатель фотографий
- 5 Прозрачная основа: От серийной продукции к Салону (91)
- Врезки
- Коллодий
- Фотографические общества
- Стеклянные клише
- 6 Портреты на любой вкус: Фотоателье (103)
- Врезки
- В Фотоателье
- Фотомозаика
- Ателье Надара
- Фотографический альбом
- Досье
- Знаменитости
- 7 Летопись века: Фотография и событие (131)
- Врезки
- «Расстрел императора Максимилиана» Эдуарда Мане
- Парижская коммуна
- 8 Вокруг света: Исследователи, путешественники и туристы (149)
- Врезки
- Фотографические выставки
- Распространение топографических видов
- Братья Алинари, Флоренция
- Снаряжение путешественника
- Досье
- Американский Запад
- 9 Третье измерение: Чары стереоскопии (175)
- Врезки
- Стереоскопия
- 10 Художественные притязания: Территория изящных искусств (185)
- Врезки
- О.‑Г. Рейландер, «Два образа жизни»
- 11 Город-машина: Архитектура и промышленность в фотографии (197)
- Врезки
- Бум всемирных выставок
- Освоение знаний и техник: фотография в Школе мостов и дорог
- Досье
- «Парижская Опера» Дельмаэ и Дюранделя
- 12 Фотография и печать: Тиражирование и долговечность (225)
- Врезки
- Гелиогравюра
- 13 В погоне за эфемерным: Запечатленные мгновения (233)
- Врезки
- Семейство «Кодак»
- 14 Скорость фотографии: Движение и длительность (243)
- Врезки
- «Движение животных» И. Дж. Майбриджа
- Кинематограф
- 15 Дело о теле: Этнография различий (259)
- 16 Всевидящий глаз: Очертания незримого (273)
- Досье
- Искусственное освещение
- 17 Натурализм и символизм: Навстречу живописи (293)
- Врезки
- Пикториалистические техники
- Братство плетеного кольца
- 18 Новая фотография: Трансформации пикториализма (311)
- Врезки
- Галерея «291»
- Выставка в Галерее Олбрайт
- Досье
- Журнал «Camera Work». 1903–1917
...Сочетание редких фотографий и информативного текста с прекрасными цитатами.
Грандиозная книга! Зачитаю до дыр:-) Спасибо издателю!
Андрей Безукладников, www.photographer.ru
Меня трудно удивить публикациями на фотографические темы, но эта книга стала приятным и неожиданным сюрпризом. Она бесспорно заслуживает звания «Фотографической книги года»... Категорически и безоговорочно рекомендуется всем интересующимся фотографией вообще и историей фотографии в частности.
Мы стали богаче. Богаче на еще одно издание о фотографии. Причем издание поистине монументальное и действительно важное для отечественной фотоиндустрии, все еще испытывающей голод по серьезным фотографическим книгам на русском языке.
...Метод и критерии оценки фотографии, по Фризо, следует искать в ней самой, а не в эстетической теории. Такой вызов академичности — это не легкомыслие, но интеллектуальная дерзость коллективного гения. Двадцать девять авторов писали статьи на четырех языках. На русский переводились исходные авторские тексты, а не французский перевод. Печаталась русская версия в той же типографии, что и французский оригинал, к тому же с использованием оригинальных пленок, что позволило сохранить визуальный строй и прихотливую конструкцию невероятно красивой и превосходно выстроенной книги.
История фотографии предстает перед читателем как драматичная эволюция взгляда общества на самое себя. В основе этой драмы лежит неизбывный конфликт между фотографией, фотографом и зрителем. Коллективная монография воспринимается скорее как роман: в каждой из ее глав за старыми отпечатками встает эпоха как система представлений, характеризующих общество. Неизбежные у разных авторов повторы событий и имен создают конструкцию почти поэтическую или музыкальную — с рефренами, замысловатым развитием ключевых тем.
На протяжении полутора веков менялось место фотографии в обществе и в личной жизни человека, менялись представления о ней. Все это время фотография была и до сих пор остается визуальным каркасом суждений общества о самом себе — и это измерение читатель открывает для себя в томе «Новой истории», где визуальный ряд выстраивается в самостоятельный захватывающий сюжет, скрепляет мелкий бисер судеб, сведений, бытовых деталей, спасает их от рассыпания и забвения.
Александр Евангели, «Эксперт», №16 (655)
Выражение «на вес золота» вполне уместно по отношению к данной книге, а это довольно увесистый том… Здесь рассуждают о фотографии как форме визуальной истории и как художественной форме, причем и в том, и в другом случае — убедительно. Здесь военные фоторепортажи соседствуют с работами Стиглица и Стейхена, а рядом с ними находится место разделу «фотография как воспоминание». Здесь представлены и Уокер Эванс, и Льюис Кэрролл, и такие важнейшие циклы и серии, как, например, «Питтсбург» Юджина Смита. Благодаря обширной библиографии, подробным сноскам и указателю книга оказывается незаменимым помощником для специалистов по всеобщей истории, для историков искусства и собственно фотографии, а потрясающие иллюстрации делают ее подлинной мечтой библиофила.
Сьюзан Вудкок, Кингс Парк Лайбрэри