Новая история фотографии

Фризо, Мишель (ред.)

Ориг. автор: Frizot, Michel (ed.)
Ориг. титул: Nouvelle histoire de la photographie
Пер. с франц., нем., англ. В. Е. Лапицкого, В. М. Кислова, Ю. Н. Попова, А. В. Шестакова

СПб., Machina; Андрей Наследников, 2008

Формат: 230 × 305 мм
Объем: 334 с., илл.
Вес: 1940 грамм

ISBN: 978-5-90141-066-0

₽ 2250

Русский перевод «Новой истории фотографии» (т. 1) стал, без преувеличения, одним из самых значительных и ожидаемых фотографических изданий последнего десятилетия, подлинным подарком всем российским любителям фотографического искусства.

Книга выдержала несколько переизданий на французском языке, переведена на немецкий и английский, входит в списки обязательной литературы на фотографических факультетах европейских университетов.

Усилиями ведущих историков и музейных экспертов, с опорой на современные исследовательские стратегии и обновленную фактологическую базу, здесь переосмысляются многие традиционные подходы к изучению фотоизображений, а развитие фотографии предстает во всем богатстве исторических контекстов.

Предлагаемый том охватывает период с момента зарождения концепции «автоматического рисунка» до пикториализма. Наряду с анализом «художественной» фотографии ряд глав посвящен важнейшим технологическим открытиям и фотографическим процессам (дагеротипия и калотипия, мокроколлодионный негатив на стеклянной основе, фотографическая оптика, светочувствительность материалов и фиксация движения, фотомеханическая печать, пикториалистические методы обработки фотоизображений). Специальным образом рассмотрены жанровые и прикладные аспекты (фотография-путешествие, фотопортрет и фотоателье, тема города в фотографии, истоки фоторепортажа, изображение тела и др.).

Особая, трехуровневая, организация материала позволяет рассматривать книгу и как энциклопедический справочник, и как вводный курс в историю фотографии, и как уникальный художественный альбом. Иллюстративный ряд составили более 450 репродукций, отпечатанных с факсимильным качеством в одной из ведущих итальянских типографий.

Для широкого круга любителей фотографии.

  • Вступление. Век света (9)
  • 1  Световые машины: На пороге изобретения (15)
    • Врезки
    • Жозеф Нисефор Ньепс: от алхимии к творению света
  • 2  1839–1840: Открытия фотографии (23)
    • Врезки
    • Дагеротип, всеобъемлющий оттиск реальности
    • «Утопленник» Ипполита Байара
  • 3  Новый мир образов: Использование дагеротипии (33)
    • Врезки
    • Дагеротип
    • Париж в дагеротипах
    • Досье
    • Дагеротипия: Зеркало природы
  • 4  Автоматический рисунок: Истины калотипии (59)
    • Врезки
    • «Карандаш природы»
    • Гелиографическая миссия
    • Кружки калотипистов
    • Путешествия в Египет
    • Поэтика достоверности
    • Досье
    • Бланкар-Эврар, издатель фотографий
  • 5  Прозрачная основа: От серийной продукции к Салону (91)
    • Врезки
    • Коллодий
    • Фотографические общества
    • Стеклянные клише
  • 6  Портреты на любой вкус: Фотоателье (103)
    • Врезки
    • В Фотоателье
    • Фотомозаика
    • Ателье Надара
    • Фотографический альбом
    • Досье
    • Знаменитости
  • 7  Летопись века: Фотография и событие (131)
    • Врезки
    • «Расстрел императора Максимилиана» Эдуарда Мане
    • Парижская коммуна
  • 8  Вокруг света: Исследователи, путешественники и туристы (149)
    • Врезки
    • Фотографические выставки
    • Распространение топографических видов
    • Братья Алинари, Флоренция
    • Снаряжение путешественника
    • Досье
    • Американский Запад
  • 9  Третье измерение: Чары стереоскопии (175)
    • Врезки
    • Стереоскопия
  • 10  Художественные притязания: Территория изящных искусств (185)
    • Врезки
    • О.‑Г. Рейландер, «Два образа жизни»
  • 11  Город-машина: Архитектура и промышленность в фотографии (197)
    • Врезки
    • Бум всемирных выставок
    • Освоение знаний и техник: фотография в Школе мостов и дорог
    • Досье
    • «Парижская Опера» Дельмаэ и Дюранделя
  • 12  Фотография и печать: Тиражирование и долговечность (225)
    • Врезки
    • Гелиогравюра
  • 13  В погоне за эфемерным: Запечатленные мгновения (233)
    • Врезки
    • Семейство «Кодак»
  • 14  Скорость фотографии: Движение и длительность (243)
    • Врезки
    • «Движение животных» И. Дж. Майбриджа
    • Кинематограф
  • 15  Дело о теле: Этнография различий (259)
  • 16  Всевидящий глаз: Очертания незримого (273)
    • Досье
    • Искусственное освещение
  • 17  Натурализм и символизм: Навстречу живописи (293)
    • Врезки
    • Пикториалистические техники
    • Братство плетеного кольца
  • 18  Новая фотография: Трансформации пикториализма (311)
    • Врезки
    • Галерея «291»
    • Выставка в Галерее Олбрайт
    • Досье
    • Журнал «Camera Work». 1903–1917

...Сочетание редких фотографий и информативного текста с прекрасными цитатами.

«Русский репортер», 2009, №16

Грандиозная книга! Зачитаю до дыр:-) Спасибо издателю!

Андрей Безукладников, www.photographer.ru

Меня трудно удивить публикациями на фотографические темы, но эта книга стала приятным и неожиданным сюрпризом. Она бесспорно заслуживает звания «Фотографической книги года»... Категорически и безоговорочно рекомендуется всем интересующимся фотографией вообще и историей фотографии в частности.

oper.ru

Мы стали богаче. Богаче на еще одно издание о фотографии. Причем издание поистине монументальное и действительно важное для отечественной фотоиндустрии, все еще испытывающей голод по серьезным фотографическим книгам на русском языке.

Foto & Video, 2008

...Метод и критерии оценки фотографии, по Фризо, следует искать в ней самой, а не в эстетической теории. Такой вызов академичности — это не легкомыслие, но интеллектуальная дерзость коллективного гения. Двадцать девять авторов писали статьи на четырех языках. На русский переводились исходные авторские тексты, а не французский перевод. Печаталась русская версия в той же типографии, что и французский оригинал, к тому же с использованием оригинальных пленок, что позволило сохранить визуальный строй и прихотливую конструкцию невероятно красивой и превосходно выстроенной книги.

История фотографии предстает перед читателем как драматичная эволюция взгляда общества на самое себя. В основе этой драмы лежит неизбывный конфликт между фотографией, фотографом и зрителем. Коллективная монография воспринимается скорее как роман: в каждой из ее глав за старыми отпечатками встает эпоха как система представлений, характеризующих общество. Неизбежные у разных авторов повторы событий и имен создают конструкцию почти поэтическую или музыкальную — с рефренами, замысловатым развитием ключевых тем.

На протяжении полутора веков менялось место фотографии в обществе и в личной жизни человека, менялись представления о ней. Все это время фотография была и до сих пор остается визуальным каркасом суждений общества о самом себе — и это измерение читатель открывает для себя в томе «Новой истории», где визуальный ряд выстраивается в самостоятельный захватывающий сюжет, скрепляет мелкий бисер судеб, сведений, бытовых деталей, спасает их от рассыпания и забвения.

Александр Евангели, «Эксперт», №16 (655)

Выражение «на вес золота» вполне уместно по отношению к данной книге, а это довольно увесистый том… Здесь рассуждают о фотографии как форме визуальной истории и как художественной форме, причем и в том, и в другом случае — убедительно. Здесь военные фоторепортажи соседствуют с работами Стиглица и Стейхена, а рядом с ними находится место разделу «фотография как воспоминание». Здесь представлены и Уокер Эванс, и Льюис Кэрролл, и такие важнейшие циклы и серии, как, например, «Питтсбург» Юджина Смита. Благодаря обширной библиографии, подробным сноскам и указателю книга оказывается незаменимым помощником для специалистов по всеобщей истории, для историков искусства и собственно фотографии, а потрясающие иллюстрации делают ее подлинной мечтой библиофила.

Сьюзан Вудкок, Кингс Парк Лайбрэри